Мангистаусцы празднуют Амал мейрамы

Если казахстанцы еще только готовятся к встрече Наурыза, то жители Мангистауской области уже вовсю отмечают этот праздник весны и обновления.

Такой обычай сложился много веков назад: представители Младшего жуза праздновали «Наурыз» раньше, 14 марта, затем направлялись к людям Среднего и Старшего жузов, чтобы поздравить, и как раз успевали к 21 марта. И называется этот праздник Амал, где обязательной традицией является рукопожатие, когда младшие идут в дом старших, приветствуя их за руки и просят благословения у аксакалов в начале нового года.

По сложившейся традиции на протяжении двух дней - 13 и 14 марта на территории историко-культурного комплекса «Отпан тау» Мангистауского района организованы мероприятия, посвященные празднику «Амал». На самой высокой вершине горной гряды Каратау – Отпан  раскинулись непременные атрибуты праздника – белоснежные юрты. Накануне 14 марта, ночью, здесь состоялся традиционный обряд – церемония разжигания священного огня. По легенде несколько веков назад казахи из рода адай с помощью огня на самой высокой гряде сигнализировали об опасности, грозившей народу извне. Со всех концов спешили батыры, чтобы дать достойный отпор захватчикам и сохранить родную землю для потомков. Сегодня эта традиция несет в себе духовный смысл - отдать дань памяти предкам, ставившим выше своей жизни единство народа, и дать молодежи прикоснуться к истокам нашей независимости.

В наше время проведение праздника существенно изменилось в результате вносимых временем перемен. Но мы, как и наши предки нескольких столетий назад, вновь встречаем Новый год с 14 марта, восклицая: «Амал келдi - жыл келдi!» («Здравствуй, Амал - здравствуй, Новый год!»).

Наша справка

Интересно, что в народных преданиях местных казахов сохранилась важная информация о временном периоде между 14 и 22 марта. Это время на Мангистау совпадает с Бескунаком, холодным и ветреным периодом. По казахской легенде в это время в степи мерзли пять гостей. В мангистауской трактовке это время описывается по-иному. Предания упоминают 365 святых, живших здесь, пятеро из которых пришли в эти края и не остались. Среди исследователей происхождения названий месяцев и сезонов казахского народного календаря есть мнение, что соотношение 360 и 5 не что иное, как полный годовой цикл, определяемый 30-дневным месяцем. В конце года к 360 дням прибавлялись 5-6 дней, которые не входили ни в один из месяцев, были «чужими» для них, поэтому назывались Бескунак.

Рубрика: Жизнь региона

Автор: Ланга Черешкайте

Дата публикации: 16 марта 2013